Тибет, исторический регион и автономный район Китая, который часто называют «крышей мира». Он занимает обширную территорию плато и гор в Центральной Азии, включая гору Эверест. Он граничит с китайскими провинциями Цинхай на северо-востоке, Сычуань на востоке и Юньнань на юго-востоке. Мьянмой, Индией, Бутаном и Непалом на юге. Спорным регионом Кашмир на западе и Уйгурским автономным районом Синьцзян на северо-западе. Лхаса — столица. Название Тибет происходит от монгольского Тубет, китайского Туфан, Тай Тибет и арабского Тубат.
До 1950-х годов Тибет был в значительной степени изолирован от остального мира.
Включение Тибета в состав Китайской Народной Республики началось в 1950 году и остается весьма острым и противоречивым вопросом как внутри Тибета, так и во всем мире. Многие тибетцы (особенно те, кто находится за пределами Китая) считают действия Китая вторжением в суверенную страну, а продолжающееся китайское присутствие в Тибете считается оккупацией иностранной державы. Китайцы, с другой стороны, верят, что Тибет был законной частью Китая на протяжении веков и что они освободили Тибет от репрессивного режима, при котором большая часть населения жила в крепостном праве. В обоих утверждениях есть доля правды, хотя общественное мнение за пределами Китая (особенно на Западе) имеет тенденцию принимать сторону Тибета как независимого (или, по крайней мере, весьма автономного) образования.
14-й Далай-лама, изгнанный духовный и светский лидер Тибета, сейчас один из самых узнаваемых и уважаемых людей в мире.
Площадь страны 1 221 600 квадратных километров. Население (2020) 3 648 100 чел.
Климат Тибета
Хотя тибетцы называют свою землю «Земля снегов», климат в ней в целом сухой. На большей части Тибета ежегодно выпадает всего 460 мм осадков (дождя и снега), большая часть которых выпадает в летние месяцы. Гималаи служат барьером для муссонных (дождевых) ветров с юга, а количество осадков уменьшается с юга на север. Линия вечного снега лежит на высоте около 4 800 метров в Гималаях, и поднимается примерно до 6 100 метров в северных горах. Влажность низкая, туманов практически нет.
Температура на возвышенностях холодная, но долинах и на юго-востоке мягкая и приятная. Сезонные колебания минимальны, а наибольшие перепады температур наблюдаются в течение суток (т. е. в течение 24 часов). В Лхасе, расположенной на высоте 3 650 метров, максимальная дневная температура составляет 30 ° C и минимальная -19 ° C. Очень низкие температуры рано утром и ночью усугубляются ураганными ветрами, которые дуют по всей территории большую часть года. Благодаря прохладному сухому воздуху зерно может безопасно храниться в течение 50–60 лет, сушеное сырое мясо и масло - более одного года, а эпидемии редки.
Растительный и животный мир
Продуваемый всеми ветрами Цянтан лишен деревьев и более крупной растительности. Его засушливый климат мало что поддерживает, кроме трав. Луга покрывают около двух третей общей площади Тибета. Разнообразный растительный мир Тибета встречается главным образом в долинах рек и в нижних, более влажных районах юга и юго-востока. Это ивы, тополя, несколько видов хвойных деревьев, тик, рододендроны, дубы, березы, бамбук, сахарный тростник, бабульные деревья, терновники, чайные кусты.
В Тибете процветают как дикие, так и домашние цветы . Среди полевых цветов — голубые маки, лотосы, дикие анютины глазки, олеандры, орхидеи, ци-тог (светло-розовые цветки, растущие на возвышенностях), шанг-дрил (цветки колокольчатой формы, белые, желтые или темно-бордовые, которые также растут на больших высотах), иогчу (красные цветы, произрастающие в песчаных регионах).
В Тибете обитает более 100 видов млекопитающих, 40 видов рептилий и 50 видов амфибий. В лесных регионах обитают тигры, леопарды, медведи, кабаны, дикие козы, каменные куницы (разновидность кошки), лангуры (длиннохвостые обезьяны), рыси, шакалы, дикие буйволы, пха-ра (мелкие представители семейства шакалов). В высокогорных лугах и сухих кустарниковых районах водятся бурые медведи, дикие и снежные бараны, горные антилопы, кабарга, дикие ослы, дикие яки, змеи, скорпионы, ящерицы и дре-це (представители семейства волков). Водная жизнь включает различные виды рыб, лягушек, крабов, выдр и черепах.
В небе Тибета безраздельно властвуют около 400 видов птиц. Среди многих видов можно увидеть черношейных журавлей, гималайских мональных фазанов, лесных птиц , куропаток, пятнистых тинамусов, майн, ястребов и удодов. Другие включают чаек, коричных чирков, пой-бя (крошечные совиные птички), хра (птицы размером с ворону, похожие на ястреба), бай-лонг (птицы размером с утку), иская-ка (черно-белые птицы размером с ворону).
Люди Тибета
Население региона почти полностью Тибетцы, включая хань (китайцы), хуэй (китайские мусульмане), монба, лхоба и другие национальные меньшинства. Таким образом, большинство жителей Тибета имеют одинаковое этническое происхождение, традиционно исповедуют одну и ту же религию и говорят на одном языке.
Тибетский и бирманский языки родственны, хотя в своих современных формах мало чем похожи. В Разговорном тибетском языке разработана структура региональных диалектов и субдиалектов, благодаря которым можно понять друг друга. В качестве лингва-франка используется диалект Лхасы. Существуют два социальных уровня речи — же-са (почетный) и пхал-скад (обычный), их использование зависит от относительного социального статуса, говорящего и слушающего. Использование китайского языка стало распространено с 1960-х годов.
Религия
Религия Бон считается первой известной религией в Тибете, хотя существуют некоторые споры относительно времени ее основания. Это форма шаманизма, включающая веру в богов, демонов и духов предков, с которыми можно общаться по средствам шаманов и колдунов. С появлением буддизма, Бон изменился и заимствовал определенные буддийские ритуалы и концепции, а буддисты заимствовали что-то от Бон, так что две религии стали иметь много общего.
Хотя китайский буддизм зародился еще в древние времена, основная часть буддийских учений пришла в Тибет из Индии. Первые буддийские писания, появились в III веке н.э., но активное распространение началось только в VIII веке. В последующие столетия были сформированы многочисленные буддийские секты. Так известная секта «желтошапочников» в 17 веке завоевала политическое господство, которое продлилось до 1959 года.
Подавляющее большинство тибетцев традиционно были буддистами. До 1950-х годов молитвенные флаги развевались над каждым домом и украшали склоны гор. По всей стране были основаны монастыри. Далай-лама, духовный глава тибетского буддизма, был высшей политической главой нации. Далай-лама бежал из Тибета в 1959 году после того, как в Тибете вспыхнуло вооруженное восстание против китайских властей, которое было подавлено китайской армией. С тех пор китайцы пытаются искоренить проявление религиозности у местных жителей и снизить в целом влияние религии в тибетской жизни.
Ресурсы
Хотя Тибет богат минеральными ресурсами, его экономика остается слаборазвитой. Исследования районов Кайлас и Мапам в западном Тибете, проведенные в 1930-х и 40-х годах, обнаружили обширные месторождения золота и крупные месторождения буры, а также запасы радия, железа, титана, свинца и мышьяка. Последующие исследовательские группы, сообщали о месторождениях меди, графита и железной руды. Также были обнаружены нефтяные запасы и запасы горючих сланцев, месторождения хромитов (хромовых руд), лития, свинца, цинка и марганца.
Значительные усилия были предприняты для улучшения энергетических мощностей Тибета, которых до 1950 года практически не существовало. Было построено несколько тепловых электростанций, в том числе в Лхасе и Шигатзе. Быстротекущие реки и горные ручьи Тибета обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом, составляя значительную часть общих гидроэнергетических ресурсов Китая.
Помимо тепловой и гидроэлектроэнергии, существуют огромные возможности для производства геотермальной, солнечной и ветровой энергий. Крупная геотермальная электростанция, одна из крупнейших в Китае, была построена в Янбацзине, примерно в 90 км к северо-западу от Лхасы.
Сельское хозяйство
Основными культурами являются ячмень (особенно сорт, разработанный для выращивания на больших высотах), пшеница, кукуруза и бобовые. Другие важные культуры включают просо, гречиху, ргья-бра (зерно, похожее на гречку), фасоль, коноплю и горчицу. Основным молочным продуктом является масло яка (крупного длинношерстного быка) или мдзо-мо (помесь яка и коровы) . Рацион дополняют разнообразные овощи. Некоторое количество риса выращивается на юго-востоке, но большую его часть приходится импортировать вместе с чаем и сахаром. Выращивание фруктов, овощей и цветов в теплицах приобрело важное значение. Большинство фермеров содержат домашних животных, таких как яки, лошади, мулы, ослы и козы, а мясо получают от коров, овец, свиней и кур.
Горные районы в среднем и нижнем течении реки Брахмапутра являются основными лесными массивами юго-западного Китая. Однако из-за труднодоступности этих территорий лесное хозяйство развивается медленно.
Производство
До 1950-х годов в Тибете не было современной промышленности. Существовали небольшие ремесленные центры, которые производили свитки, металлические изображения, деревянные ксилографии и религиозные изображения. Для этих ремесел мастера, должны были хорошо разбираться в литературе и математике. Были также ткачи ковров, кожевники, гончары, мастера по золоту и серебру, плотники, портные и мастера по изготовлению ароматических палочек. Поскольку правительство награждало выдающихся художников и мастеров официальными титулами, поместьями и деньгами, искусство и ремесло Тибета хорошо развивалось.
Первые шаги к промышленному развитию были сделаны в 1952 году, когда в Лхасе был открыт завод по производству железа и дерева. За этим последовала авторемонтная мастерская в 1957 году и кожевенный завод в 1958 году. Современные отрасли промышленности начали появляться в начале 1980-х годов. Сначала упор был сделан на предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Далее следовали такие отрасли, как металлургия, машиностроение, текстильная, химическая, строительная, лесная и легкая промышленность. Также приобрело важное значение фармацевтическое производство на основе тибетских лекарственных растений, расширилось производство традиционных изделий (особенно шерстяных тканей, обуви, одеял и деревянных чаш).
Финансовая система
До 1951 года банков в стране не было. Небольшие ссуды с выплатой процентов можно было получить у местных торговцев, а тибетское правительство ссужало государственные средства под проценты в качестве средства сбора доходов. С тех пор — и особенно с 1980-х годов — банки открыли в Тибете свои филиалы, и начали предоставлять сельскохозяйственные и коммерческие кредиты, а также ввели услуги по обмену китайской и иностранной валюты.
Тибет — одно из самых известных туристических направлений в мире, известное как Мекка для альпинистов и авантюристов, культурных и научных исследователей, а также религиозных паломников. Значительные усилия были предприняты для развития туристических услуг в Лхасе и других городах, и туризм стал основой тибетской экономики. Наиболее важным культурным объектом, является дворцовый комплекс Потала в Лхасе, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году.
Транспорт
До 1951 года путешествия по Тибету совершались либо пешком, либо с использованием животных. Коракулы (небольшие лодки из лозы и шкур) использовались для пересечения крупных рек. Правительство Тибета препятствовало развитию современного транспорта, чтобы затруднить доступ в страну для посторонних. Для торговли тибетцы полагались на многовековые караванные пути, которые вели в Лхасу. Наиболее важные шли из Цинхая и Сычуани, из Индии и Непала и из Кашмира.
С начала 1950-х годов была построена сеть дорог, в частности шоссе на Цинхай и Сычуань. Построены дополнительные магистральные дороги, соединяющие Тибет с Синьцзяном, Юньнанью и Непалом. Основная железнодорожная линия из Синина (столицы Цинхая) в Лхасу открылась в 2006 году.
Первое воздушное сообщение между Тибетом и Пекином было открыто в 1956 году.
Первая телеграфная линия была протянута британцами между Калимпонгом (Индия) и Гьянце в 1904 году, а в 1920-х годах линия была продлена до Лхасы. Это была единственная телеграфная система в Тибете до прихода к власти китайцев в 1951 году.
Правительство и общество
Конституционная основа
До 1951 года в Тибете существовало теократическое правительство, верховным религиозным и светским главой которого был Далай-лама. После, вновь назначенные китайские администраторы сделали ставку на военный контроль и постепенное установление гражданской региональной автономии. Тибет был официально объявлен автономным регионом в 1965 году в рамках разделения религиозной и гражданской администрации. В настоящее время Тибет разделен отдельно на Лхасу, находящуюся непосредственно под юрисдикцией регионального правительства, и шесть префектур, которые подразделяются на районы и округа.
Армия состоит из регулярных китайских войск под командованием китайского военного командира, дислоцированного в Лхасе. В крупных городах вдоль границ с Индией, Непалом и Бутаном расположены военные городки. Местное население также было завербовано в некоторые отряды милиции.
Здоровье
Говорят, что у бывшего тибетского правительства были программы по оказанию медицинской помощи будущим матерям, по уходу за беспризорниками, престарелыми и инвалидами. Также были проекты по строительству и ремонту дренажных систем, колодцев и каналов для улучшения санитарных условий. Китайцы опровергают эти утверждения и указывают на свои собственные усилия по улучшению здоровья и благосостояния населения. Действительно, с 1950-х годов были построены современные больницы, улучшены дренажные системы, а в ключевых точках размещены мобильные медицинские пункты. Кроме того, с 1950 года средняя продолжительность жизни в Тибете резко возросла.
Образование
До того, как китайцы установили контроль, в Тибете было несколько светских школ. Монастыри были основными центрами обучения, а некоторые наиболее крупные, были похожи на теологические университеты. Светские учреждения, в том числе государственные начальные школы, общественные начальные школы, средние технические и высшие учебные заведения, были созданы в 1950-х годах. Высшие учебные заведения включают: Тибетский университет (1951 г.) и Колледж тибетской традиционной медицины (1989 г.).
Искусство
Богатая и древняя культура Тибета во многом основана на религии.
Тибет наиболее известен своими религиозными свитками-картинами (танка), металлическими картинами и деревянными гравюрами. Существуют три категории картин, которые изображают мирных, спокойных и гневных божеств, и три школы живописи, которые различаются цветовыми тонами и изображением мимики лица.
Музыка Тибета испытала большое влияние со стороны монгольской и индийской культур. Музыкантами в Тибете были монахи, которые в обязательном порядке проходили специальное обучение. Будучи неотъемлемой частью религиозных ритуалов, различные музыкальные формы тибетской музыки не считаются специалистами самостоятельным искусством.
Ритуальные тибетские танцы, песни, оперы и оперетты, сюжет которых основан на древних легендах или исторических событиях, также исполняются монахами, использующими костюмы и маски. Представления обычно происходят на открытом воздухе. Народные песни и танцы отличаются простотой, воспевают любовь, природную красоту и подвиги предков.
Традиции
Брак
Традиционные брачные церемонии включали консультации с ламой и астрологом, чтобы определить совместимость пары. После подписания брачного контракта шла официальная церемония в доме жениха. Посещение специальных учреждений не требовалось (религиозных или государственных).
Сейчас пары чаще встречаются на общественных собраниях, а после спрашивают разрешение у своих семей на вступление в брак. После того, как пара официально сочетается браком (обычно в доме жениха), со стороны невесты на крыше дома поднимаются молитвенные флажки, и все участвуют в свадебном пиру. Хотя многоженство когда-то практиковалось в ограниченных масштабах, сейчас преобладает моногамия.
Похороны
В момент смерти в Тибете семья умершего принимает решение о том, как провести похороны и обеспечить достойное перевоплощение души. В случае смерти высокопоставленного религиозного деятеля, его тело может быть сохранено в гробнице или ступе, что является особым ритуалом. В других случаях традиция предписывает предоставить тело умершего стервятникам (такой способ называется "небесным захоронением"»).
Также существуют районы, где предпочитают погребение в воде, т.е. отправляют тело по течению реки. Практики погребения в землю и кремации не популярны и используются редко.
Традиционные тибетские обряды, связанные со смертью, подробно описаны в «Книге мертвых». Это священный текст, который руководит душой умершего при переходе из этой жизни в следующую.
Белый шарф, молитвенные флаги и молитвенные барабаны
Белый шарф, используется в различных ситуациях, таких как приветствия, посещение святынь, церемонии бракосочетания и похороны. Эта традиция происходит от древнего обычая предлагать одежду для украшения статуй божеств. Со временем это превратилось в форму приветствия, и подношение белого платка, символизирующего чистоту, стало обычным.
Вторая традиция – развешивание молитвенных флажков на крышах, палатках, вершинах холмов и почти везде, где можно встретить тибетцев. Эти флаги символизируют удачу и благополучие. Когда флажок развивается по ветру, считается, что молитва, написанная на нем, произносится и наполняет положительной энергией все вокруг.
Третья традиция – использование молитвенных барабанов. Молитвенные барабаны вращают во время молитв, заменяя устное чтение мантр. Они могут иметь разные размеры и типы, но наиболее распространены небольшие ручные барабаны. Тибетцы верят, что вращение барабана усиливает эффект молитвы и приносит благополучие.
Еда и напитки
Основная еда тибетцев — мучное тесто из жареного ячменя, которое едят ежедневно. Другие основные блюда включают выпечку из пшеничной муки, мясо яка, баранины и свинины. Молочные продукты, такие как масло, молоко и сыр, также популярны. Люди, живущие на возвышенностях, обычно потребляют больше мяса, чем жители нижних регионов, где доступны разнообразные овощи. Рис обычно потребляют только зажиточные семьи, фермеры на южной границе и монахи.
Два напитка — чай и ячменное пиво (chang или chhaang ) — заслуживают особого внимания. Чай из разных уголков Китая и местные тибетские чайные листья варят в газированной воде. Затем чай процеживают и выливают в маслобойку, а перед сбиванием смеси добавляют соль и масло. Полученный чай имеет светло-красновато-белый цвет и толстую маслянистую поверхность.
Ячменное пиво Чанг, слегка опьяняющий, густой белый напиток, имеет сладкий и острый вкус.