WOW NEPAL. Все о Непале.

Хамсум Юллей Намгьял Чорте

Хамсум Юллей Намгьял Чортен (1999) Кхамсум Юллей Намгьял Чортен построен на вершине холма с видом на реку Мо Чху, примерно в 7,5 км к северо-западу от Пунакха Дзонга. Это современный памятник, построенный в 1992-99 годах. Этот чортен уникален. В отличие от других буддийских институтов или колледжей в Бутане, он не предназначен для общественного богослужения, монашеского уединения или обучения. Он задуман как магический инструмент. Он был построен королевой-матерью Аши Тшеринг Янгдон Вангчук для отражения негативных сил и передачи мира и гармонии всем живым существам.
Архитектура, которая отличает этот чортен, — это золотой шпиль и лабиринты стен. Они являются прекрасным примером искусства и традиций Бутана.

Что можно увидеть в Кхамсум Юллей Намгьял Чортен

С вершины вы можете увидеть прекрасное дерево Бодхи, ухоженные сады, два больших молитвенных колеса в специальных укрытиях и красивый маленький храм. Как и в большинстве буддийских храмов Бутана, здесь есть открытое пространство, где люди сидят, чтобы молиться, медитировать или учиться. За храмом также есть большая святыня с безмятежным Буддой Шакьямуни.
Пройдя через северную дверь, вы сразу же столкнетесь с божеством Ваджракилаи, самым гневным из божеств-защитников. Это огромная скульптура высотой 6 метров, заполняет всю комнату. Оно слишком велико, чтобы его можно было охватить как одно существо, даже главные головы трудно увидеть, поскольку они расположены близко к потолку и скрыты головокружительными деталями различных других проявлений. Здесь собрано 103 полных трехмерных скульптуры, каждая из которых представляет собой аспект божества и выходит из его основной массы, все в ярких цветах. Немыслимо, чтобы что-то настолько сложное и яркое могло быть эстетически сбалансированным и последовательным, но это именно так.
С архитектурной точки зрения чортен представляет собой трехэтажную ступу. Четыре крыльца с каждой стороны памятника обеспечивают доступ к внутреннему пространству, которое устроено в виде мандалы с центральной статуей Ваджракилаи, свирепого божества, известного своей особой способностью в устранении препятствий и, что несколько иронично для гневного божества, содействием состраданию (хотя и путем разрушения препятствий, мешающих состраданию).
Например, Маттео Пистоно пишет: «Проявляя гневные качества Ваджракилаи, практикующие быстро подчиняют себе препятствия на пути своего внутреннего развития и побеждают врагов сострадания, уничтожая собственный эгоцентричный эгоизм и негативность». Это не новая тема. Еще в VIII веке Падмасамбхава (Гуру Ринпоче), который представил тантрический буддизм на Тибетском нагорье и чья линия передачи является неотъемлемой частью доминирующих буддийских орденов Друкпа и Ньингма в Бутане, широко использовал помощь Ваджракилаи.
В 767 году он основал монастырь Самье — первое буддийское учреждение в Тибете — предварительно очистив землю. Он исполнил танец Ваджакилайя, чтобы умилостивить местных горных божеств, и сплел паутину из цветных нитей, чтобы «поймать» любое скрытое злое влияние. Только тогда монастырь можно было благополучно построить. С того раннего периода призывание Ваджракилаи оставалось обычной практикой в тибетском буддизме и его различных ответвлениях. В Кхамсуме вокруг центрального изображения Ваджакилайи расположены четыре алтаря.
Историк искусства Эрик Хантингтон отмечает, что расположение и форма алтарей образуют схематическую карту четырех континентов в буддийской космологии вокруг центральной мировой горы Сумеру (или горы Меру). Он прослеживает этот мотив дизайна до Абхаякарагупты (11-12 вв.), который предписывал алтари различной геометрической формы для использования в огненных подношениях вокруг расположенного в центре божества. Различные используемые формы — треугольник на юге, леденец на западе, круг на востоке и квадрат на севере — представляют собой упрощенные диаграммы различных континентов вокруг Меру, причем треугольник, обращенный на юг, вероятно, представляет собой береговую линии Индии.
На среднем уровне чортена находится изображение Кхамсума Намгьела, имя которого является синонимом чортена в целом. Считается, что это божество — еще одна форма Ваджракилаи — проявляет доброжелательные силы, преодолевающие негативные влияния. В этой части зала можно посидеть помедитировать.
Верхний этаж – это владения Нампара Гьялвы, еще одного воплощения Ваджрайлайи. Его супруга обхватывает его за талию, полностью погруженная в его энергию. Она превращает его гнев в принятие так полно, как только может, но есть еще многое, что находится за пределами ее досягаемости, поэтому его сила распространяется повсюду. Хотя ступа не имеет закрытого четвертого уровня, проход, примыкающий к куполу на крыше, фактически служит еще одним этажом. Наконец, внутри купола находится изображение Будды Шакьямуни, подаренное монашеской общиной Пунакха Дзонг. В своей книге «Семена веры» Тинли отмечает, что четыре уровня ступы напоминают «Небесный дворец богов» (Лха Йи Жал Яс Кханг). Дизайн ступы был работой Ламы Ньингку (Бартшам Лама Кунзанг Ванди; 1942–2018), опытного тантрического мастера.
2024-10-19 15:22