Пунакха Дзонг, или «Дворец великого счастья» (Пунтанг Дечен Пходранг), расположен у слияния двух великих рек, Пхочу и Мочху. Впервые он был основан в 1637 году Нгавангом Намгьялом (1594-1651), великим национальным объединителем Бутана, которого позже прозвали первым Шабдрунгом Ринпоче (что означает «у ног»). На протяжении почти четырех последующих столетий дзонг играл выдающуюся роль в бутанском обществе и по сей день используется как столица округа Пунакха и как отдельный монастырь.
Длительное время Пунакха была столицей Бутана, а также зимней резиденцией короля, а теперь остаётся зимней резиденцией Дже Кхемпо — главы бутанского буддизма, который с 300 монахами в холодные зимние месяцы перемещается в этот дзонг, находящийся в тёплой климатической зоне. В дзонге Пунакха располагается администрация дзонгхага Пунакха.
История
Дзонг построен в живописном месте на слиянии рек. Доступ к дзонгу обеспечивал Консольный мост через реку Мо-Чу, который функционирует и сейчас. Ещё Падмасамбхава предсказал появление человека по имени Намгьял, который построит здесь дзонг. Король и монах Шабдрунг, объединивший Бутан в XVII веке, носил имя Намгьял. Пунакха — один из его самых первых дзонгов, построенный с редкостным изяществом. После смерти Шабдрунг был похоронен в этом дзонге.
Согласно легенде, происхождение дзонга восходит к восьмому веку, когда тибетский гуру Падмасамбхава, или Гуру Ринпоче, предсказал, что человек по имени Намгьел построит крепость у подножия горы, напоминающую спящего слона. Хотя эта история несколько анахронична (дзонги как институт не были распространены до тех пор, пока Ринпоче не популяризировал их в 17 веке), Нгаванг Намгьял считал, что Гуру Ринпоче говорил ему об этом пророчестве во сне. Посетив долину Пунакха, Шабдрунг обнаружил, что это место соответствует тому, что он видел во сне: полоска земли по бокам двух рек напоминала кончик хобота слона. Так он основал в этом месте Пунакха Дзонг.
Амбиции Шабдрунга в отношении дзонга хорошо отвечали практическим требованиям. Поскольку Бутан еще не был единым, Шабдрунг, вероятно, надеялся использовать дзонг в качестве оплота для укрепления своей власти над долиной Пунакха. Ранее в 1630 году Шабдрунг уже основал Симтокха Дзонг в Тхимпху (тем самым воплотив в жизнь идею дзонгов как архитектурного новшества).
Дзонги Шабдрунга были шедевром дизайна, поскольку они объединяли все важные функции того времени в одном легко защищаемом месте. Вероятно, основанный на его собственном опыте работы с тибетскими оборонительными башнями, архетипический дзонг представлял собой массивное двух- или четырехэтажное здание с высокими покатыми стенами и многочисленными бойницами для защитников. Выше — и, по-видимому, вне досягаемости нападавших — стены были украшены множеством больших окон. Внутри просторный внутренний двор позволял использовать более изысканные архитектурные особенности, в том числе уце (башню), в которой часто располагались один или несколько храмов и жилые помещения для старших монахов. Многочисленные квартиры, кладовые, конюшни, кухни, уборные, колодцы и другие удобства располагались вдоль внутренней стороны укрепленных толстых стен, позволяя жителям выдерживать длительные осады.
Возможно, не менее важно то, что грозный внешний вид дзонга служил осязаемым символом власти «двойной системы» правления Шабдрунга, в которой власть разделена между духовным лидером (в облике Дже Кхенпо) и административным Друк Дези.
Особенности Пунакха Дзонга
По словам Ее Величества Аши Дорджи Вангмо Вангчук, королевы-матери Бутана, «дзонг выглядит как огромный корабль, стоящий на якоре». Это подходящее описание, поскольку размеры крепости-монастыря составляют 180 х 72 метра, а стены сужаются на северном и южном концах. Надстройкой «корабля» является его центральная уце (башня), возвышающаяся на шесть этажей, откуда открывается панорамный вид на всю долину. Поскольку это место расположено особенно низко, метафора дзонга как корабля иногда становится реальной во время наводнений, когда его стены должны крепко выдерживать объединенную мощь двух фланговых рек.
Вангчук также сообщает, что строительству дзонга, согласно местным поверьям, способствовали различные местные божества, такие как Нобганг (божество-покровитель соседней деревни) и Дорихум (Леди Камней). Вместе они спровоцировали оползень, который послужил строительным материалом для стен. Она также рассказывает, что древесину для дзонга предоставило божество-покровитель деревни Цачапху, которое любезно спустило ее вниз по течению, к радости рабочих Шабдрунга.
Единственный оригинальный вход в дзонг находится в северной части сооружения. Войдя внутрь, вы попадаете в северный двор - самый просторный из трех дворов дзонга. По бокам северного двора расположены различные офисы районного правительства. На юге главная башня (уце) стоит между северным и центральным дворами, строго разделяя административные функции на севере и монастырские функции южнее. Центральный двор, к югу от уце, окружен внутренними постройками, такими как церемониальный зал (дукханг), два небольших лхакханга (храма-монастыря) и жилые помещения для монахов.
В уце на северной стороне двора находится главный храм дзонга, возвышающийся на один этаж над двумя боковыми дворами и доступный только по лестнице.
Несмотря на величие центрального двора и его окрестностей, южный двор, пожалуй, является самой священной частью монастыря. В южном конце находится так называемый «стоколонный» зал с многовековыми статуями Будды, Гуру Ринпоче и Шабдрунга Ринпоче. Останки Шабдрунга Ринпоче и Пемы Лингпы (важного тертона линии Ньингма тибетского буддизма) находятся в соседнем Лхакханге. Эта палата закрыта для всех, кроме короля и высших эшелонов монашеской верхушки.
Пунакха дзонг пережил несколько пожаров, землетрясений и наводнений, последняя катастрофа случилась в 1994, когда дзонг пострадал от наводнения.
Внутри дзонга — мемориальный храм Мачей Лакханг c мавзолеем Шабдрунга, храм Наг Йул Бум, принадлежащий Дже Кемпо, библиотека с 108 томами Канджура — буддийского канона, писанного золотыми буквами, и хранилища королевских реликвий.