Такцанг Палпхуг, или монастырь «Гнездо тигра», является самым знаковым сокровищем Бутана. В стране, известной своими пещерами в скалах и уединенными, продуваемыми ветрами лхакхангами, Такцанг Палпхуг представляет собой высший уровень уединения, изоляции и безопасности, расположенный на вершине отвесного обрыва высотой в многие сотни метров. Как отмечает Церинг, «кажется почти невероятным, что можно было строить на таком опасном месте». Монастырь является одновременно одним из старейших и новейших крупных памятников Бутана: старым, поскольку его история началась с прибытия сюда Гуру Ринпоче в 8 веке, новым, так как комплекс был уничтожен пожаром в 1998 году и впоследствии восстановлен.
Ранняя история Такцанг Ней
Ранняя история Такцанга связана с путешествиями Гуру Ринпоче, также известного как Падмасамбхава, буддийского мастера VIII века из Тибета. Согласно Фенде Легшеду Вангчуку, Гуру путешествовал сюда из Сингье Дзонга (на севере Лхуэнце) в Паро на спине беременной пылающей тигрицы (проявление Таши Кеудрон, его супруги), что дало начало имени Такцанг. Он замаскировался под гневное существо Дордже Дроло, свое восьмое и последнее проявление, и укрылся в лощине на склоне скалы. Эта пещера — Такцанг Пелпхуг — является самым священным местом в Такцанге и служит центром организации многочисленных лхакхангов храма. Там мастер медитировал и, работая вместе со своей супругой, подчинил множество демонов и вредных существ, связав их клятвой служить впредь защитниками дхармы.
Покорение или сотрудничество с демонами имеет в Бутане долгую и легендарную историю и является основой легенд, связанных со святыми местами. Например, подвиги Гуру схожи с работой «Божественного сумасшедшего» Друкпы Кунлея (1455-1529), который подчинил терзавшего долину Пунакхи демона, удержав его под чортеном у Чиме Лхакханга. Это также перекликается с историями, связанными с основанием Деченпхуг Лхакханг в Тхимпху, где внук Пхаджо Другома Шигпо (1184-1251) сверг злонамеренное существо и превратил его в верного защитника долины. Похожая легенда рассказывается о Джангце Думцеге в Паро, где Тангтонг Гьялпо (1385–1464), «король пустынной равнины», заточил демона под чортеном Думцег. Даже сам Гуру, мастер-охотник на демонов, убедил злобную сущность Мьонгкапу отказаться от зла и служить дхарме, действуя в качестве защитного гения места (т. е. нэйпо) Гомпху Кора в восточном Бутане.
После того, как Гуру очистил пещеру – после четырех долгих лет медитаций – он превратил ее в беюл, своего рода священное убежище, доступное только самым опытным адептам буддизма. В соответствии с деятельностью Гуру как собирателя сокровищ (терма), он также спрятал внутри него различные буддийские реликвии, мудрость и знания для блага будущих поколений. Тинли отмечает, что в «Ключе сокровищницы» (mdzod kyi lde mig) «Королевских хроник» (rgyal po thang yig), комментарии XIX века к Гухьягарбха-тантре, записано, что «в Паро Такцанг Сенпхуг много истинных учений для достижения истинного и полное просветление скрыты».
В течение следующих 800 лет настоящие «кто есть, кто» из ведущих светил Бутана выражали свое почтение. В 10 или 11 веке буддийский сиддха Джецун Миларепа (1028/40-1111/23), убийца, прежде чем стать ярым буддистом, посетил пещеру и медитировал там в течение трех месяцев. Позже в ту же эпоху сюда отправился Гьялва Лханангпа (1164-1224), основатель Лхапа Кагью, вместе с Пхаджо Другом Зигпо (1180-1252), основателем Друкпа Кагью. Несколько сотен лет спустя тибетский эрудит Тангтонг Гьялпо, упомянутый ранее в этой статье, отправился в Такцанг и обнаружил спрятанный в пещере свиток длиной десять ярдов, переданный ему пятью дакини. Однако, похоже, он не возводил ни одного из своих знаменитых подвесных мостов с железными звеньями на этом самом сложном месте.
Самое известное, что пещера привлекла внимание Шабдрунга Ринпоче (1594-1651), будущего объединителя Бутана. Согласно одной из легенд (как отмечено на веб-сайте правительства Паро), в конце 1630-х годов, во время пребывания в соседнем дзонге Ринпунг (Паро), Шабдрунг увидес сон о человеке в черном, передающем ему опеку над Такцанг Ней. На следующее утро он предупредил своих слуг, что ожидает посетителя, которого следует впустить без промедления. Вскоре к дзонгу прибыл Сингье Самдруп, божество-хранитель Такцанга, одетый в одежду бедного рабочего и несущий мешок лука. Озадаченные чиновники отвели его в офис Жабдрунга.
Там он объявил, что прибыл, чтобы доставить Такцанг. Признав божество тем, кем он был, Жабдрунг дал ему белый шарф и попросил отнести его на вершину скалы Такцанг и объявить, что этот регион теперь находится под суверенитетом Жабдрунга. Когда божество сдержало свое слово, Шабдрунг поклялся построить храм под названием Гуру Ценгье Лхакханг (храм восьми форм Гуру Ринпоче) в его честь. Однако Жабдрунг умер, не успев выполнить свою клятву. Завершение видения своего учителя было предоставлено Гьялси Тензину Рабгье (1638–1696), 4-му Друк Дези и духовному преемнику Шабдрунга.
Более поздняя история с 1692 года.
Друк Дези приказал построить величественный монастырь в Такцанге, чтобы исполнить желание Шабдрунга. По словам Джона А. Ардусси, во время вмешательства Тензина Рабье, в результате которого возникла нынешняя форма храма, это место было полностью лишено архитектуры, за исключением нескольких небольших скитов выше на скале. Ардусси пишет: «Нет никаких упоминаний о других зданиях поблизости, и мы должны предположить, что все более ранние скиты на этом месте уже давно пришли в упадок». Однако несомненно, что в этом районе, далеко от склона горы, уже существовало несколько процветающих учреждений. Например, Карма Пхунцо пишет, что святилище Огьен Цемо было основано Сонамом Гьялтшеном на вершине близлежащего холма еще в 1508 году, и обитатели скита контролировали доступ к Такцангу до прибытия Шабдрунга.
Прежде чем строительство началось, стареющий Тензин Рабгье поднялся к устью Такцанг Пелпхуг. Друк Дези благословил пещеру и провел церемонию тшечу над толпой зрителей, наблюдающих снизу. Проявлялись различные чудеса, в том числе появление тройной радуги, цветочного дождя и «бесчисленное множество других благоприятных знамений, о которых никогда раньше не видели и не слышали, произошли в то время» (Ардусси, стр. 46).
Друк Дези поручил Лопону Драгпе Гьяцо, своему главному архитектору, наблюдать за строительством. Но, согласно легенде, каждый раз, когда Лопон днем закладывал несколько рядов фундамента, с наступлением темноты демоны разбирали работу. Только отрезав прядь своих волос и смешав ее с раствором, Лопон смог предотвратить возвращение монстров. Похожая история рассказывается о строительстве монастыря Самье в Тибете, первого буддийского монастыря в регионе, где Гуру Ринпоче отпугнул зловредное существо, мешающее работе.
Другая история о волосах, возможно, связанная с приведенной выше историей, представляет собой миф о том, что несколько второстепенных богинь предлагали длинные локоны своих волос в качестве строительного материала, когда запасы строительного раствора иссякли.
Различные храмы, построенные Тензином Рабье, просуществовали до середины 20 века, когда на близлежащем лугу бушевал пожар, вышедший из-под контроля на четыре дня. Пожар распространился настолько высоко, что охватил более половины построек в Таксанге. К счастью, главное изображение-хранитель, изображающее Сенгге Самдруб, сохранилось. К 1957 году повреждения были полностью устранены.
Второй, более сильный пожар, возникший в апреле 1998 года, возник в здании Гуру Ценгье Лхакханг, недалеко от дома смотрителя. По данным New York Times, причиной могла быть перевернутая масляная лампа (более поздние предположения были сосредоточены на коротком замыкании в электрической цепи), но точная причина так и не была определена. В то время присутствовал только единственный смотритель, который не выжил. Сильный пожар не удавалось потушить, он бушевал по меньшей мере три дня, хотя многочисленные местные жители предпринимали отважные попытки тащить ведра с водой на склон горы. Многие важные реликвии, в том числе священные свитки и картины танка, были потеряны в аду.
Архитектура и планировка
Такцанг является прекрасным примером архитектуры Драпху, характеризующейся уединенными скитами, построенными прямо на отвесной скале. Похожая конструкция, но в гораздо меньшем масштабе, — это Дракарпо Кора, расположенная всего в восемнадцати километрах к юго-востоку. В обоих случаях расположение различных лхакхангов ограничено узкими выступами скал.
Как отметила архитектор Лора Блейк в своей книге «Буддийская архитектура Бутана», сердце Такцанга состоит из семи или восьми отдельных зданий, расположенных в форме запятой, причем хвост запятой направлен в сторону более высоких высот. Рядом с основанием храма (соответствует запятой) находится Лангчен Пельгье Ценгай Лхакханг, построенный прямо на скале. Напротив него находится самое большое строение, трехуровневое здание, в котором на первом этаже находится дубкханг (ретрит для медитации), Гуру Сунгджем Лхакханг на среднем уровне и Гуру Ценгей Лхакханг на верхнем этаже. Это здание увенчано двухъярусной крышей в стиле джабжи и золотым навершием сертога, что указывает на его священную природу.
В центре комплекса, за изогнутой лестницей, высеченной в скале, находится Дроло Лхакханг. Еще выше и непосредственно рядом находится зал с масляными лампами. Наконец, на вершине участка расположены два соединенных между собой здания, называемые Намси и Чепамед Лхакханг. Бывшее здание представляет собой узкое двухуровневое конусообразное строение, головокружительно возвышающееся на самом краю пропасти. «Чепамед Лхакханг» стоит ближе к его тылу.