WOW NEPAL. Все о Непале.

Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх — самая древняя и загадочная из всех святынь в долине Катманду. Ее высокий белый купол и сверкающий золотой шпиль видны со всех сторон долины за много миль. Исторические записи свидетельствуют о том, что ступа была важным местом паломничества буддистов еще в 5 веке нашей эры. Однако, ее происхождение восходит к гораздо более раннему времени, задолго до прихода буддизма в долину. Сборник легенд об этом месте, Сваямбху Пурана 15-го века, рассказывает о чудесном лотосе, посаженном Буддой прошлого, который расцвел из озера, когда-то покрывавшего долину Катманду. Лотос таинственным образом излучал яркий свет, и место стало называться Сваямбху, что означает «Самосотворенный или Самосуществующий». Святые, мудрецы и божества приезжали к озеру, чтобы поклониться этому чудесному свету за его способность даровать просветление. В это время Бодхисаттва Манджушри медитировал на священной горе Ву Тай Шань и в видении увидел ослепительный свет Сваямбху. Манджушри полетел через горы Китая и Тибета на своем синем льве, чтобы поклониться лотосу. Глубоко впечатленный силой сияющего света, Манджушри подумал, что, если воду из озера Сваямбху слить, это место станет более доступным для паломников-людей. Огромным мечом Манджушри прорубил ущелье в горах, окружающих озеро. Вода, стекая, покинула долину современного Катманду. Затем лотос превратился в холм, а свет стал ступой Сваябхунатх.

Поклонниками Сваямбунатха являются индуисты, буддисты ваджраяны из северного Непала и Тибета, а также буддисты-невари из центрального и южного Непала. Каждое утро перед рассветом сотни паломников поднимаются по 365 ступеням, ведущим на холм, проходят мимо позолоченной Ваджры  и двух львов, охраняющих вход, и начинают серию обходов ступы по часовой стрелке (буддисты-невари проходят круг против часовой стрелки). На каждой из четырех сторон главной ступы находится пара больших глаз. Эти глаза символизируют всевидящую перспективу Бога. Между глазами нет носа, вместо этого изображена цифра один в непальском алфавите, означающая, что единственный путь к просветлению лежит через буддийский путь. Над каждой парой глаз есть еще один глаз, третий глаз, означающий мудрость взгляда внутрь. Никаких ушей не показано, потому что говорят, что Будда не заинтересован в том, чтобы слушать молитвы, восхваляющие его.
Территория вокруг ступы заполнена чайтьями, храмами, расписными изображениями божеств и множеством других религиозных объектов. Есть много небольших святынь со статуями тантрических и шаманских божеств, молитвенными колесами для тибетских буддистов, лингамами Шивы.
Там же стоит популярный индуистский храм, посвященным Харати, Богине оспы и других эпидемий. Наличие этого храма показывает смешение пантеонов индуизма и буддизма. Поскольку у буддистов не было божества в собственном пантеоне для защиты от ужасной оспы, они приняли в помощь индуистское божество.
На вершине холма Сваямбунатх находится еще один очаровательный, хотя и меньший по размеру и менее посещаемый храм. Это Шантипур, «Место Мира». Внутри, в секретной, всегда запертой, подземной комнате живет тантрический мастер 8-го века Шантикар Ачарья. Практикуя техники медитации, которые сохранили его жизнь на протяжении бесчисленных столетий, он является великим эзотерическим магом, обладающим полной властью над погодой. Когда долине Катманду угрожает засуха, король Непала входит в подземную комнату, чтобы получить секретную мандалу от Шантикара. Вскоре после того, как мандалу выносят на улицу и показывают небу, начинается дождь. Фрески, нарисованные на внутренних стенах храма, изображают, что в последний раз это происходило в 1658 году. В маленьком храме царит мощная атмосфера, он таинственный, суровый и слегка зловещий.

Ступу Сваямбунатх также называют «Храмом обезьян» из-за того, что многие сотни обезьян бегают по храму ночью после ухода паломников и священников.