
Поклонниками Сваямбунатха являются индуисты, буддисты ваджраяны из северного Непала и Тибета, а также буддисты-невари из центрального и южного Непала. Каждое утро перед рассветом сотни паломников поднимаются по 365 ступеням, ведущим на холм, проходят мимо позолоченной Ваджры и двух львов, охраняющих вход, и начинают серию обходов ступы по часовой стрелке (буддисты-невари проходят круг против часовой стрелки). На каждой из четырех сторон главной ступы находится пара больших глаз. Эти глаза символизируют всевидящую перспективу Бога. Между глазами нет носа, вместо этого изображена цифра один в непальском алфавите, означающая, что единственный путь к просветлению лежит через буддийский путь. Над каждой парой глаз есть еще один глаз, третий глаз, означающий мудрость взгляда внутрь. Никаких ушей не показано, потому что говорят, что Будда не заинтересован в том, чтобы слушать молитвы, восхваляющие его.
Территория вокруг ступы заполнена чайтьями, храмами, расписными изображениями божеств и множеством других религиозных объектов. Есть много небольших святынь со статуями тантрических и шаманских божеств, молитвенными колесами для тибетских буддистов, лингамами Шивы.

На вершине холма Сваямбунатх находится еще один очаровательный, хотя и меньший по размеру и менее посещаемый храм. Это Шантипур, «Место Мира». Внутри, в секретной, всегда запертой, подземной комнате живет тантрический мастер 8-го века Шантикар Ачарья. Практикуя техники медитации, которые сохранили его жизнь на протяжении бесчисленных столетий, он является великим эзотерическим магом, обладающим полной властью над погодой. Когда долине Катманду угрожает засуха, король Непала входит в подземную комнату, чтобы получить секретную мандалу от Шантикара. Вскоре после того, как мандалу выносят на улицу и показывают небу, начинается дождь. Фрески, нарисованные на внутренних стенах храма, изображают, что в последний раз это происходило в 1658 году. В маленьком храме царит мощная атмосфера, он таинственный, суровый и слегка зловещий.

Ступу Сваямбунатх также называют «Храмом обезьян» из-за того, что многие сотни обезьян бегают по храму ночью после ухода паломников и священников.
